Белорусские сказки
 Русские сказки
 Украинские сказки
 
 Абазинские сказки
 Абхазские сказки
 Аварские сказки
 Адыгейские сказки
 Азербайджанские сказки
 Армянские сказки
 Балкарские сказки
 Грузинские сказки
 Карачаевские сказки
 Курдские сказки
 Осетинские сказки
 Чечено-Ингушские сказки
 
 Казахские сказки
 Киргизские сказки
 Таджикские сказки
 Туркменские сказки
 Узбекские сказки
 
 Датские сказки
 Исландские сказки
 Норвежские сказки
 Финские сказки
 Шведские сказки
 
 
  
 
 

Как Уми стал «шейхом»


В старину, много лет тому назад, жили три друга-вора: Уми, Хампус и Ажи. Не везло им в воровстве — всякий раз они по­падались и несли двойной убыток. Пришлось им убраться- из села.    
Вырыли они за селом землянку и со своими горестями я радостями стали в ней жить. У них не было дохода и хозяй­ства, и часто они задумывались, как бы им устроить жизнь полегче.
—   Мне пришла в голову одна хорошая мысль,— сказал как-то Хампус.
—   Что  за  мысль?   Расскажи  нам,— пристали  к  нему  това­рищи.
—   Размышляя  о  нашем  житье-бытье,  я  решил,  что  самый лучший выход для нас, если ты, Уми, станешь шейхом,— сооб­щил Хампус.
— Да разве я могу быть шейхом? Что ты говоришь? — рас­терялся Уми.
Ажи глубокомысленно молчал.
—   Сможешь,— стал убеждать Хампус Уми.— Что ты должен делать,  я  тебе  подробно   объясню.   Завтра  ты  должен  пойти   в аул на пхегату  и объяснить, что ты все знаешь, ибо недавно стал шейхом.
Уми послушался товарища.
На вторую ночь Хампус и Ажи украли у одного человека корову. Поставили  ее в лесу и возвратились в  свою  землянку.
Утром потерявшие корову люди встретили Уми. Он шел, опу­стив голову.
—  Вот случай,— обратились они к Уми,— проверить, что ты за шейх. Вчера у нас увели корову.  Если ты назовешь винов­ника иди скажешь, где находится корова, мы поверим, что ты — настоящий шейх.
—  Хорошо,— сказал Уми,— не  отрывая взгляда  от земли. — Что вы дадите мне, если я скажу вам, где корова?
—  А сколько ты запросишь? — спросили потерпевшие.
—  Тридцать рублей. Потерпевшие согласились.
—  Тогда  вечером  приходите  о тридцатью  рублями,— сказал Уми.
Вечером, когда они пришли, Уми взял деньги и назвал ме­сто, где стоит корова (об этом Уми узнал у своих друзей). По­терпевшие пошли туда и действительно нашли там корову. "Шейхство" Уми утвердилось.
На следующий День Хампус и Ажи увели лошадь, поставили ее в лощине и на рассвете прибыли домой. Они назвали «шейху» место, где спрятана лошадь.
Утром чуть свет «шейх» стал прохаживаться по улице, опу­стив глаза в землю. К нему обратились хозяева лошади:
—  Ты  нашел , корову,— сказали  они,— ибо  тебе  это  предоп­ределено  богом.   Вчера  пропала  наша  лошадь.  Поведал  бы  ты нам о ее судьбе.
—  Приходите   вечером,— сказал   Уми,— с   тридцатью   рубля­ми, а пока я должен почитать Коран. Если она под этим небом, то я ее обязательно найду. Не сомневайтесь.
—  Наверняка, мы  получим  вечером  тридцать  рублей,— шу-тил со своими друзьями Уми-«шейх».
Вечером прибыли хозяева о тридцатью рублями. Уми вна­чале взял деньги и лишь потом сказал, где находится украден­ная лошадь.
Потерпевшие нашли лошадь на указанном месте,  в лощине.
На третью ночь Хампус и Ажи украли буйвола. Поставили его в овраге и рассказали об этом своему другу.
Утром Уми стал прохаживаться по аулу. После того как он узнал судьбу пропавшей лошади и коровы, молва о нем быстро распространилась.  И вот хозяева  буйвола  прибыли  к   «шейху» с просьбой найти его.
—  Ты   знаешь   многое,   тебе   сам   бог   предопределил   такую судьбу,— сказали хозяева буйвола.— У нас вчера  исчез буйвол. Направил бы ты нас на правильный путь. Мы слышали, какую пользу получает от тебя народ.
—  Мне придется много потрудиться,   чтобы   докопаться   до истины,— сказал Уми,— но ради самого бога я приму этот труд на себя.  Мы узнаем, где находится буйвол.  Приходите вечером с тридцатью рублями.
Довольные обхождением «шейха», хозяева буйвола отправи­лись домой, чтобы прийти вечером с деньгами, а Уми с друзья­ми, радуясь, что теперь им стало чаще перепадать, просидели до вечера в ожидании хозяев буйвола.
Вечером те пришли к «шейху», чтобы он указал им, где искать буйвола.
—  Деньги с вами? — спросил Уми.
—  Да,  да,— сказал  хозяин  буйвола  и  выложил  деньги. Взяв деньги, Уми указал им местонахождение буйвола (о чем заранее узнал от своих друзей).
Пошли хозяева буйвола в овраг и нашли там буйвола. Они, довольные, отправились домой с буйволом, а Уми с деньгами ос­тался дома.
К имени Уми теперь стали добавлять «шейх». Деньги по­лились рекой, чему друзья были несказанно рады.
Так они поступали множество раз, добиваясь через своего «шейха» больших подачек.
И вот у одного падчаха нежданно-негаданно украли деньги. Падчах собрал всех своих людей и объявил:
—  Люди, у меня украли деньги. Если вы не поможете мне найти вора, я наложу на вас подать на длительное время.
Тогда люди попросили падчаха:
—  Не облагай нас такой податью, есть в нашем крае шейх по имени Уми,  который находит  подобные  пропажи.  Пусть  он укажет тебе вора.
Немного подумав, падчах приказал позвать Уми.
—  Или  ты погибнешь,  или  найдешь мне человека, который украл мои деньги.  Выбирай  одно  из  двух,— приказал он Уми.
—  Трудную   задачу   возложил   ты   на   меня,   над   этим   надо долго   думать,— ответил   Уми.— Ты   должен   на   распутье   трех дорог выстроить три башни, а затем разрешить мне переночевать в каждой из них, тогда я дам ответ.
Падчах согласился и дал указание на распутье трех дорог быстро построить три башни. Чуть живым возвратился Уми домой и стал ругать своих товарищей, причитать и горько пла­кать.
—  Что  мне  делать?   Как  мне  поступить?  Обманным  путец вы. навязали мне это незнакомое дело. И теперь я погибаю!
Вскоре падчах призвал Уми. Горьким было расставание о то­варищами. И вот посадили его в одну башню, принесли много еды и питья. Не притронувшись к еде и питью, не сомкнув глаз, провел беспокойную ночь Уми.
Утром посланники падчаха спросили его:
—  Узнал ли ты что-либо?
—  Ничего пока не узнал,— жалостливо ответил Уми. Ничего не поев, провел и второй день Уми, и ночью его пере­вели в другую башню, в которой также было много еды и питья.
Вторую ночь он провел так же, как и первую,— ничего не ел, не пил, и сердце его сжималось от страха. Утром посланники падчаха спросили его:
—  Узнал ли ты что-нибудь?
—   Ничего   я  пока  не   узнал,— дрожащим  голосом   ответил Уми.
Потеряв интерес к жизни, провел этот день Уми. На третью ночь его перевели в третью башню, где также еды и питья было в изобилии.
—  Завтра  меня так  или  иначе  убьют,— раздумывал Уми  и никак не мог уснуть. В полночь он услышал стук и слова: «Мож­но войти?»
Уми разрешил, и в башню вошел солдат с ружьем через плечо. Уми был удивлен таким визитом. А солдат быстро подо­шел к нему.
—  Извини,  пожалуйста,   шейх,— произнес   он  и   бросился  в ноги Уми.— Эти  деньги  украл я.  Двадцать лет я служу этому падчаху и собирался отправиться домой. Чтобы не прийти домой с пустыми руками, украл я эти деньги. Через две недели я уез­жаю. Я их подложил под амбар, чтобы через две недели взять. Пожалуйста, прошу, не выдавай меня... не говори об этом пад­чаху,— стал молить солдат.
—   Я надеялся, что ты придешь, и поэтому не выдавал тебя. Хорошо, что ты пришел, утром я должен был бы рассказать о тебе.  Теперь ты не сомневайся — падчах  не  узнает,  что деньги украл ты.
Став  на колени,  солдат поблагодарил  «шейха»  и ушел. Как  человек   в  знойный  день   глотнувший  воды,   свободно вздохнул Уми. Он плотно-плотно поел, выпил и крепко заснул. Утром прибыли посланники падчаха и постучали в дверь.
—  Убирайтесь! Что за шум вы подняли? Я еще не выспал­ся,— накричал на них Уми.
Стуки стихли.
«Шейх» не спеша встал и вышел. Подходят к нему послан­ники падчаха и спрашивают:
—  Узнал ли ты что-нибудь?
—  Пойдемте к падчаху,— сказал он посланникам, не ответив на их вопрос.
И вот пришли они к падчаху.
— Ну как твои дела? Узнал ли ты что-нибудь? — спросил падчах.
—  Узнал,— ответил   «шейх»,  но  если  ты  не   удовлетворишь три мои просьбы, я тебе ничего не скажу.
—  Проси,— сказал падчах.
—  Моя первая просьба:  если с тобой еще раз случится по­добное, никогда ко мне не обращайся. Моя вторая просьба: если я тебе укажу,  где деньги,  не  выпытывай  у  меня  имени вора. Моя третья просьба: из украденных денег ровно половину отдай мне.
—  Даю тебе слово исполнить твои просьбы.— Падчах собрал всех своих людей и сказал:
— Если кто-нибудь из вас задумает что-либо затеять против меня, знайте, что эта затея выйдет наружу. Как открылось все сегодня, так откроется и позже. Иди, мой Уми, принеси мне деньги.
Тогда Уми, а за ним весь народ направились к амбару. Взя­ли из-под него мешочек о деньгами и пошли к падчаху, Падчах сказал:
— Я все эти деньги отдаю шейху. Я не дорожу деньгами.— И он протянул мешочек с деньгами Уми.
Уми взял от падчаха деньги, поблагодарил его и направил­ся домой.
Входит он в дом, а его товарищи горько плачут по нем, при­читают:
— Так, так,— сказал Уми.— Если эти деньги даже медные, то и тогда мы не бедняки, но, если, к нашему счастью, они зо­лотые, тогда нам за всю жизнь не придется палец о палец уда­рить. Пожалуйте,— сказал он и бросил мешочек на стол перед друзьями.
—  Э-э-э!  Не сон ли это? — в изумлении воскликнули они. В мешочке все деньги оказались золотыми.
—  Так,  так,— сказал  тогда  Уми.— Теперь  мы  богачи  и  вы должны снять с меня сан «шейха», ибо это очень опасно.
Умы был дородный мужчина средних лет. Ажи говорил мало и был недалекого ума, но в воровстве всегда опережал всех, а Хампус был гораздо умнее и искусен на всякие выдумки и разные хитрости.
—  Хорошо,— говорит   Хампус   своему   другу   Уми,— я   знаю, кан с тебя снять сан шейха.  В пятницу  мы  пойдем  в  мечети и я скажу мулле: «Как это ты позволяешь себе во время молит­вы стоять спиной к шейху?» Тогда мулла уступит тебе, свое ме­сто. Ты сразу же придвинься вперед...
Большой хитрец был Хампус.
—   Ты станешь перед людьми и произнесешь молитву,— сказал далее Хампус.— Когда будешь опускать поднятые руки, гром­ко   произнеси    «Аллаху   акбар».    Затем,   наклонившись,    опять громко прочтешь бисмилах и немного выждешь. Затем громко
произнесешь два-три раза «Аллаху акбар». Каи колосья пшеницы, поваленные ветром, все люди наклонятся. Тогда ты подними голову и крикни: «Ой-ой-ой! Выбегайте скорее! Крыша мечети обваливается на нас!» И сам беги. Все люди, нарушив молитву, бросятся вон из мечети следом за тобой. А крыша мечети, конечно, не обвалится. И люди поймут, что ты па шейх. Тогда сан шейха будет с тебя снят.
Подумали они и приняли предложений Хампуса. До пятницы следом за Хампусом выучил Уми слова и ритуал молитвы. На­стала пятница, они отправились в мечеть. Уми поступил так, как ему советовал Хампус.
После крика: «Ой-ой-ой! Выбегайте скорее! Крыша мечети обваливается на нас!» — все бросились к выходу. Каждый хотел остаться в живых, и поэтому лезли на стены, в окна и двери. В большой мечети творился содом. Только люди успели выско­чить, как старая крыша мечети с треском обвалилась.
— Если все наши слова сбываются, то мне кажется, Уми, что тебе стоит оставаться шейхом,— сказал Хампус, когда они возвратились в землянку.
Так Уми и остался «шейхом».


<<<Содержание