Белорусские сказки
 Русские сказки
 Украинские сказки
 
 Абазинские сказки
 Абхазские сказки
 Аварские сказки
 Адыгейские сказки
 Азербайджанские сказки
 Армянские сказки
 Балкарские сказки
 Грузинские сказки
 Карачаевские сказки
 Курдские сказки
 Осетинские сказки
 Чечено-Ингушские сказки
 
 Казахские сказки
 Киргизские сказки
 Таджикские сказки
 Туркменские сказки
 Узбекские сказки
 
 Датские сказки
 Исландские сказки
 Норвежские сказки
 Финские сказки
 Шведские сказки
 
 
  
 
 

Умная девушка


В давние-давние времена жил князь с тремя сыновьями. Од­нажды он заболел и слег в постель. Когда настал час его смерти, он призвал сыновей и сказал:
—   Я    зарыл    в   землю   жемчуг, после моей смерти пойдите и раскопайте   землю,   возьмите   жемчуг и разделите его между собой.
Он указал им место, где зарыт жемчуг.
Отец умер, сыновья его похоронили. Только люди разошлись с похорон, младший брат тайком от старших раскопал клад и спрятал жемчуг в другом месте.
Через некоторое время решили они втроем вырыть клад. При­шли, а клада не оказалось. Земля была кем-то уже раскопана.
—   Отец    перед    смертью   рассказал   о   кладе только нам. И только один из нас похитил его. Никто другой не мог этого сде­лать,— сказал старший брат.
Но никто из братьев не признавался, и тогда старший брат сказал:
—   Мы    поступим    так:   в   соседнем   селе есть один мудрый князь. Отец довольно часто обращался к нему с вопросами. С нашим делом мы тоже пойдем к нему.
Братья согласились и пошли к князю. Старший брат сказал:
—   Но этой дороге прошла лошадь, слепая на один глав.
—  С одной стороны у нее стекал мед, а с другой — масло,—» сказал средний брат.
—  Это  была  жеребая  кобыла,— сказал  младший  брат.
Шли они, шли и пришли в селение князя. Село было боль­шое — девять тысяч домов. Князь их встретил, поздоровался и ввел в дом. Сели они и, объяснив причину своего прихода, сказали:
—- В твое село пришла слепая на один глаз лошадь; с одной стороны у нее стекал мед, а с другой — масло. Это была кобы­ла, и она должна принести жеребенка.
Удивился князь этим словам. Когда он спросил своих людей, то ему сказали, что, действительно, такая лошадь есть в их се­ле. Князь купил эту лошадь. Она была слепа на один глаз, с од­ной стороны у нее стекал мед, с другой — масло. Это была ко­была, и она была жеребой.
Когда князь убедился во всем этом, он подумал: «Как могли такие мудрые братья прийти ко мне с каким-то спорным вопро­сом! Если я не сумею рассудить их дело, слава моя будет поко­леблена ».
Все домочадцы князя заметили, что он расстроен. Князь ве-лел привести для гостей барана из отары. Быстро зарезали ба-рана} приготовили и подали гостям на стол. Когда гости поели, в комнате никого не было. Люди князя стояли за дверью и прислушивались. Перед едой старший брат сказал двум млад­шим:
- Наш князь — хороший хозяин, только рожден он от раба.
—  Галушки     припахивают    человеческой    кровью,— сказал средний.
—  А мясо отдает псиной,— сказал самый младший.
После этого разговора они принялись за еду. Подслушанный разговор сразу же передали князю. Он принудил мать признать­ся во всем.
—  Наши   гости   говорят,   что   я рожден от раба, правда ли это? —  спросил он ее.
—  Если хочешь гнать правду,— сказала мать,— мой муж но имел детей, поэтому он позволил мне сблизиться с рабом, кото­рый нам прислуживал. Ты рожден от этого раба.
Убедившись в правдивости слов старшего брата, князь от­правился к жене и спросил ее:
—  Наши гости говорят, что галушки припахивают человеческой кровью. Ты знаешь об этом что-нибудь?
—  Они говорят правду,— сказала жена.— Когда я замешива­ла тесто, то порезала палец и несколько капель крови попало в тесто.
Князь убедился, что слова второго брата оказались правди­выми. Он вызвал пастуха и спросил:
—  Наши    гости говорят, что зарезанный баран отдает пси-ной. Что ты знаешь об этом?
—  Правду они  говорят,— сказал  пастух.— Когда  мать этого барана должна была окотиться, я видел ее случку с кобелем. На­верно, поэтому баран отдает псиной.
Князь еще больше растерялся, не зная, как он сможет по­мочь таким мудрым людям разрешить спорный вопрос.
У князя была красивая дочь. Она была настолько красива, что сияние ее красоты затмевало сияние солнца. Ей никогда не позволяли встречать и провожать гостей.
Заметив растерянность отца,-она сказала:
—  Если    бы    ты    позволил,   я   бы поприветствовала наших гостей.
—  Разрешаю, приветствуй,— сказал отец. Зашла дочь к гостям и приветствовала их:
—  Как поживаете, как оказались у нас?
—  Мы пришли к князю рассказать о нашей пропаже и   уз­нать правду,— ответили братья.
—  Хоть я и не встречала вас, но слышала все, о чем вы го­ворили. Как вы узнали, что лошадь слепа   на   один   глаз,   что с одной стороны у нее стекал мед, а с другой — масло, что она кобыла и принесет жеребенка? — спросила дочь князя у братьев.
—  На всем пути эта лошадь ела траву по одной стороне до­роги, поэтому я догадался, что она слепа на один глаз,— сказал старший брат.
— Я узнал, что с одной стороны у нее тек мед, а с другой масло потому, что на протяжении всего пути на одну сторону дороги садились пчелы, а па другую — черные мухи,— сказал средний брат.
—  Когда поступь передних ног кобылы тяжелее 8адпих, зна­чит, она жеребая. Вот почему я узнал, что она принесет жере­бенка,— сказал младший брат.
—   Как вы узнали, что мой отец рожден от раба? — спросила девушка.
—   Когда он приветствовал нас, то был без пояса и ворот ру­башки был расстегнут. Поэтому я догадался, что он рожден от раба,— сказал старший брат.
—   Как  вы  узнали,  что  галушки  припахивают человеческой кровью? — спросила девушка.
—  У меня сильно развито обоняние, галушки пахли челове­ческой кровью,— сказал средний брат.
—  Почему вы решили, что мясо отдает псиной? — спросила девушка.
—  Только   в   собачьем бульоне жир бывает снизу, а бульон сверху. По этому признаку я узнал, что мясо отдает псиной,— от­ветил младший брат.
—  И у меня есть кое-что  вам рассказать и спросить,— сказала дочь князя, когда получила ответы на свои вопросы.
Убедившись, что гости готовы ее слушать, она начала свой рассказ:   «На  краю  этого  села,  насчитывающего  девять  тысяч домов, жил один человек, из бедняков. Я и он любили друг друга. «Я выйду только за тебя и ни за кого другого»,— говорила я,
«Если ты выйдешь за меня, то я ни на ком другом не женюсь» ,— отвечал он.
Такие клятвы мы давали друг другу.
После этого к моему отцу приехал сватать меня за своего сына некий князь. Сватовство и свадьба были совершены в один день, и отец выдал меня за сына того князя.
На третью ночь в мою комнату вошел сын князя. Увидя мое печальное лицо, он спросил меня;
—  Что в душе твоей?  Какое горе заставляет тебя плакать? Трижды он спросил меня об этом, и я ему обо всем расска-
зала.
—  Я плачу не потому, что мне не люб ты и твой дом, а по-тому, что я нарушила  данную  мной  клятву,— сказала  я.
—  Даю  тебе  разрешение,— сказал  мне тогда  мой  муж,  сын князя,— чтобы не  нарушать твоей  клятвы,  сходи  к  этому  бед­няку и переночуй с ним, а чуть свет вернешься ко мне.
Темной ночью я одна отправилась на край села, в котором девять тысяч домов, к своему возлюбленному. Вошла к нему во двор и заглянула в приоткрытую дверь. Мой возлюбленный си­дел при еле мерцающем свете керосиновой лампы, надвинув на глаза папаху и закинув ногу на ногу, и играл на балалайке гру­стные мелодии.
—  Пусть    вечер тебе  будет добрым,— сказала  я и вошла в комнату.
Удивленный стоял он передо мной, будто все происходило во сне.
—  С добрым приходом, княжеская дочь! Это же твоя первая брачная ночь с  сыном  князя.  Почему ты темной ночью оказа­лась здесь? — спросил он меня.
—  Мой муж  разрешил  мне   провести  первую  ночь с  тобой, чтобы    я   не   нарушила данную тебе клятву. Муж не коснулся меня и пальцем,— сказала я.
—  Если у сына князя (хоть у него за селом табуны кобылиц и   стада   дойных   коров)   хватило   мужества в эту темную ночь прислать тебя ко мне, то разве не хватит мужества и благород­ства у меня, не дотронувшись   до   тебя,   отпустить   обратно? — сказал мне молодой человек.— Если бы ты задержалась еще на полчаса, ваша сегодняшняя счастливая ночь оказалась бы самой мрачной. Благодарю тебя за приход и беру назад твои клятвы. Пусть твоя новая жизнь будет счастливой!
Вот что мне сказал тот, которого я любила и который меня больше всего на свете любил. Так поступил этот молодой чело-вен.
Возвращалась я по селу, и мне повстречались веселившиеся воры.
—  Что это за женщина, которая в такую темную   ночь   ше-
лестит    шелками    и    позванивает    золотом? — подступили   они ко мне.
—  Подождите,    подождите,— сказал    их    главарь.— Посмот­рим,   что   за   дела беспокоят ее. Кто ты такая? Почему вышла в эту темную ночь?
Тогда я рассказала ворам о клятве, которую дала бедному человеку, о том, как мой муж, не тронув меня пальцем, отпра­вил к моему возлюбленному, и как поступил тот со мною. Они удивились всему этому и стали говорить между собой.
—  Друзья,— сказал тогда главарь шайки.— Дело, совершенное без   раздумья,   кончается  всегда  плачевно.  Разве  мы,  голодные волки, можем уступить в мужестве и благородстве княжескому сыну,  имеющему  многочисленные  стада  кобылиц  и  коров, или жалкому   бедняку,   съедающему   миску   каши  и  выпивающему кувшин сыворотки!
И по распоряжению главаря воры доставили меня во двор княжеского сына.
Через некоторое время мой муж умер, и я возвратилась к своему отцу вдовой».
—  Скажите,  гости,  кто  вам кажется мужественнее  и благо­роднее: сын князя, бедняк или воры? —   спросила в конце свое­го рассказа дочь князя.
Старший из братьев сказал:
—  Самым   мужественным  и  благородным  мне  кажется  сын князя. В чем он виноват перед бедняком?!
—  А мне кажется мужественнее и благороднее бедняк. Ему ничто не мешало сблизиться с девушкой,— сказал средний брат.
—  Я не знаю о чем вы говорите, по если бы я оказался на месте воров, то так просто не отпустил бы тебя, девушка.  Раз­ве они мужчины! — сказал младший брат.
—   В вашей пропаже виноват он, — сказала девушка и указа­ла на младшего брата.                               
Братья благодаря уму девушки обнаружили пропажу и вер­нулись домой.
Слава князя — отца умной дочери — не померкла.


<<<Содержание