Белорусские сказки
 Русские сказки
 Украинские сказки
 
 Абазинские сказки
 Абхазские сказки
 Аварские сказки
 Адыгейские сказки
 Азербайджанские сказки
 Армянские сказки
 Балкарские сказки
 Грузинские сказки
 Карачаевские сказки
 Курдские сказки
 Осетинские сказки
 Чечено-Ингушские сказки
 
 Казахские сказки
 Киргизские сказки
 Таджикские сказки
 Туркменские сказки
 Узбекские сказки
 
 Датские сказки
 Исландские сказки
 Норвежские сказки
 Финские сказки
 Шведские сказки
 
 
  
 
 

Как победили черного ногайца


Седло приросло к конто, сам прирос к седлу, изо рта пламя бьет — так ездил черный ногаец.
Однажды напал он на одно село, сжег его, шашкой изрубил всех людей, осталась лишь одна беременная женщина, которая собирала в лесу груши. Она родила мальчика и умерла. У маль­чика под мышкой было солнце, из одного пальца текла вода, из другого — молоко, из третьего — масло, из четвертого — мед.
В лесу он сосал свои пальцы и так кормился. Подошел к нему волк и решил съесть мальчика. Только волк кинулся на него, маль­чик просунул волку в пасть руку и сломал ему все клыки. Нече­го было делать волку. А мальчик вспрыгнул на спину волка и схватил его за уши.
—  Я твой всадник, а ты — мой копь,— сказал мальчик.
—  Я привезу тебя к моему хозяину,— сказал волк и пустился рысью.
Мальчик верхом на волке подъехал в лесу к шалашу, у кото­рого сидел старик и поджаривал оленя.
—  Волчий щенок, откуда ты везешь этого сучьего щенка? — спросил старик волка.
—  Один черный ногаец разгромил село, изрубил людей, оста­лась  лишь  одна   женщина   в   лесу.   Она родила этого мальчика, а он сломал мне клыки, оседлал и приехал сюда верхом на мне,— рассказал волк.
Старик стал воспитывать мальчика. Поил его барсучьим моло­ком, кормил оленьим мясом и лесными орехами.
Этот старик был вещим и мог принять облик любого зверя.
Однажды старик принял облик медведя и стал бороться с мальчиком. Мальчик схватил медведя, притянул его к себе, сло­мал ему два ребра и с размаху ударил оземь.
—  Ну, теперь у тебя достаточно сил,— сказал старик,— что­бы  освободить  свой  край,  на  который нападает черный ногаец. Тебе нужно оружие, которое снесет ему голову, и конь, который одолеет его коня. Вон там живет мой старший брат. Для него за­режешь этого белого оленя. Он большой мастер. Никто, кроме не­го, не сможет сделать шашку, которая одолеет черного ногайца. Тебе я даю имя Берза Дог.
Берза Дог взял белого оленя и отправился туда, куда указал старик.
И» одной пещеры курился дым и раздавались звуки — занг-занг-занг. Подошел   Берза Дог к пещере и говорит:
—  Пусть хозяину будет впрок мясо этого белого оленя!
Выбежал из пещеры железных дел мастер с намерением драть­ся. Увидел, что для него зарезали оленя, и драться не стал. Он был дороден, его борода и усы были опалены, на голове и пле­чах — сажа.
—  Пусть будет твой приход добрым, если у тебя добрые на­мерения,— сказал он.
—   У  меня  добрые  намерения,   а   прислал  меня к тебе твой младший брат.— И рассказал Берза Дог, что ему нужен меч, ко­торый мог бы разрубить черного ногайца.
—  Хорошо,— сказал кузнец.— Только сдвинь-ка с места эту наковальню.— И он показал на большой камень, лежавший посре­ди кузни.
Напряг Берза Дог все силы, но не смог сдвинуть наковальню с места. Она сидела глубоко в земле.
—  Дай-ка я попробую,— сказал кузнец и без труда вырвал камень из земли, а затем вновь всадил его в землю.
—  Будешь помогать мне в работе год,— сказал кузнец. Целый год проработал Берза Дог у кузнеца и каждый день
пытался вырвать наковальню, проверить, сколько сил у него при­бавилось.
Через год он, как и кузнец, легко вырывал наковальню вы земли, а затем обратно ее всаживал. И теперь он вместе с кузне­цом начал делать шашку. Семь дней и семь ночей они готовили уголь, мяли сталь, словно тесто, руками. Семь дней и семь ночей ковали шашку, а потом стали бить ею по валунам и скалам.
Шашка рассекала валуны и скалы, словно тыквы. При ударе шашка удлинялась, а когда ее отводили, укорачивалась.
С шашкой Берза Дог вернулся к старику, который его воспи­тывал, а тот говорит:
—  Теперь ты должен пойти к моему самому старшему брату. Приведешь от него сорок буйволиц.— И старик дал ему белого
оленя.
Берза   Дог   приходит  к  самому  старшему  брату  старика   и
говорит:
—   Пусть  хозяину   будет   впрок   мясо   этого   белого   оленя! —
И прирезал оленя.
Самый старший брат, пасший овец, выбежал навстречу Берза Догу. Увидел он прирезанного для него оленя и успокоился, поел мясо оленя, и они стали говорить о делах. Пастух швырнул со своей ноги чувяк и попросил Берза Дога принести его. С трудом приволок Берза Дог тот чувяк.
—  Ты должен проработать со мной ровно год,— сказал пастух. Берза Дог ходил за овцами, коровами, буйволицами. Через год
он взбегал на гору с одним быком на шее и двумя под мышками. Старик, воспитатель юноши, прирезал сорок буйволиц и выде­лал сорок шкур.
—  Теперь   мы    пойдем    драться    против    черного    ногайца. Я превращусь в коня. Когда ты будешь драться с ногайцем, я бу­ду драться с его конем. Чтобы удар копыта пли укус коня мне не повредил, обернешь меня этими буйволиными шкурами.
И старик превратился в доброго коня.
Сорока буйволиными шкурами обернул его Берза Дог. С вет­ром споря, поднимались они в поднебесье, приникали к земле, словно проливной дождь. Так прибыли они в село, где жил Берза Дог.
Черный ногаец положил тело отца Берза Дога к изголовью, а тела его братьев — под себя и крепко спал.
Конь черного ногайца, как увидел Берза Дога, заржал.
Черный ногаец проснулся и встал. Изо рта его ударило пламя, из ушей повалил дым. Вскочил он на своего коня и пустил его на Берза Дога.
Стали они драться. Дерутся и их кони. Огнем и мечом бился ногаец. Берза Дог уклонялся от ударов, а каждый его удар попа­дал в цель. Каждый укус коня ногайца срывал с коня Берза Дога по одной буйволиной шкуре. А каждый укус коня Берза Дога вы­рывал у коня ногайца по одной жиле. От грохота этой битвы птицы с небес попадали, звери к земле приникли. Берза Дог на­правил солнце из-под мышки на черного ногайца, и тот ослеп от его сияния. Шашкой искромсал Берза Дог ногайца и его копя. Бой, начатый утром, продолжался до вечера. Как только ногаец испустил дух, все покойники аула ожили. Трех братьев — стари­ка-воспитателя, кузнеца и пастуха — пригласили в аул и устрои­ли большое веселье. Они стали вместе жить. Пусть им и нам во всем будет удача!


<<<Содержание